Долоссы –Джунын-Кош (Ялтинская яйла.)

© Ю.Г.Езерский. 2008г.

Фрагмент генштабовской карты с нанесенным машрутом

Маршрут начинается в поселке Советское, где живут сотрудники санатория Долоссы. До санатория доезжаем на автобусе N 44. Проходим через поселок по «главной» улице, За детским садиком «Белочка» на нужной нам дороге шлагбаум. Дорога идет слегка на подъем, потом начинает спускаться. Слева сквозь качественный сосновый лес проглядывает скальная стена Балан-Каи. Через примерно 10 минут движения по дороге, слева толи просто дренаж, толи каптаж. Выход источника с другой стороны дороги. Но он явно не пользуется популярностью - к выходу трубы не протоптан спуск, что также свидетельствует об избытке источников в этих краях. Еще 5 минут спуска и мы у русла реки Гувы. Тропа на хребте Баланын-Каясы

Обычно русло сухое. Если река представляет серьезное препятствие, его легче преодолеть немного выше по течению, там находится водозабор. Двигаемся по продолжению дороги, которая входит в ущелье ручья Мастреиз. Через несколько минут, дорога пересечет сам ручей. От места пересечения, с права по руслу оврагу поднимается средней крутизны тропа. Менее 10 минут подъема, и мы ходим на дорогу. Идем по ней влево. Через 5 минут дорога выйдет на перевальную точку Балан-Каи. Слева поляна, а мы сворачиваем вправо на хорошо заметную тропу. Через 5 минут тропа выйдет на дорогу, Смещаемся по дороге влево на 10 шагов и идем по продолжению тропы. Достаточно крутой подъем по тропе, на развилках придерживаемся водораздела.

Примерно через полчаса от «перевала» и мы выходим на гребень Баланын-Каясы. Тропа идет почти горизонтально и … упирается в скальный утес с триангопунктом. Он обходится слева. Примерно в 30 метрах (туда ведет тропка) расщелина, она как бы замаскировалась за несколькими деревьями – старой сосной, дубом и пр. Подходим к трангопункту – высота 832,6 м . От него хороший вид на Ялту. Вскоре 2-й скальный выступ он обходится справа, отклонение от оси составит примерно 15 метров. Далее почти ровный участок тропы по хребту с прекрасными видами: слева на симпатичное ущелье ручья Мастреиз, справа на Ялту и урочище Комбопло. Ровный участок заканчивается, и мы обходим последний на хребте бастион слева. И выходим на большую почти ровную поляну. Путь по гребню Баланын-Каясы занимает немногим более часа. По правому краю поляны идет тропа. Перед входом в лес, (скорее рощу сосен), начинается подъем. Влево отходит тропа в густо заросшее верховье балки. Через 60-70 метров от развилки стоянка с кострищем в 5 метрах справа родник Кабоплу. Вода буквально капает. Надо подставлять емкость и долго ждать. Посему этот родник надо держать в уме только на крайний случай. Вид на хребет Баланын-Каясы

А основная довольно таки не удобная тропа идет на подъем по прямой трассе газопровода. Прямой участок упирается в молодой сосняк. Не доходя 50 метров до сосняка, важная развилка.

Если ваш путь после выхода на Ялтинскую яйлу лежит на запад, вам следует идти прямо к сосняку. У сосняка тропа повернет влево и с плавным подъемом выведет на кромку яйлы в понижении чуть западнее горы Джады-Бурун на – перевал Стиля-Богаз.

Если Вам на восток. Ищем справа на бруствере (отвале получившимся при укладке газопровода ) тур. Здесь начало не слишком заметной тропы траверсирующей склон на восток. В принципе найти ее легко, тат как она проходит по наиболее удобному месту –как бы полке. Небольшой подъем, и мы выходим на поляну с крупными каменными глыбами. Далее тропа хорошо заметна. Она поднимается на следующую поляну. Примерно в ее середине странная фигура из камней. Кто-то видит в ней восьмерку, кто-то сердце. А вообще-то это остатки загона для скота. От загона следует пройти по кратчайшему пути к крутому склону уходящему к истокам ручья Мастреиз . Найти тропку на спуск и последовать за ней. Через 10 метров родник Джунын-Кош-Чокрак. С поляны около 10 минут подъема, по старой скотопрогонной (она достаточно широкая, но не так набитая как туристские) тропе, до выхода на перевал Джунын-Богаз.

Сборник фотографий ущелья Уч-Кош.