Ялта - крепость Исар - водопад Учан-Су - скала Пендикюль - скала Шишко- Ай-Петри - Ялта

Г.И. Грабовский
(Пешком -27 верст)
Из путеводителя по КРЫМУ Под редакцией К.Ю. Бумбера и др. Симферополь 1914г.

Выйдя из Горного Клуба (ГК), нужно идти по Аутской улице, ( ул. Кирова - ред.) мимо (по продолжению Аутской улицы) татарской мечети, дачи Чехова, имения Гнездышко, затем по шоссе до мостика через реку Учан-Су под бойней. Отсюда до крепости Исар два пути:

1) по руслу р. Учан-Су до слияния ее с левым притоком Явлузом. Пройдя от соединения рек по левому берегу р. Учан-Су десяток саженей, нужно подняться направо по едва заметной тропинке на дорожку, которая поворачивает почти под прямым углом влево, имея по левую сад и домик, а по правую табачную плантацию. С тропинки красивый вид на утес Ставри-Кая. Дорожка приводит к речке Учан-Су, через которую нужно перейти вброд по камням, так как мостика нет (когда много воды в реке, переход труден). Отсюда тропа направляется вправо и идет широкой грунтовой дорогой до мостика на р. Учан-Су. Поднимаясь влево от мостика вверх по течению речки и переходя несколько раз с одной стороны русла на другую, но придерживаясь более правого берега речки, скоро доходят до ручья Барбалы, правого притока Учан-Су. Влево от Барбалы, вверх, среди соснового леса, едва видимая среди хвои, расположена крепость Исар.

2)Перейдя бойненский мостик и пройдя по шоссе шагов тридцать, подняться по тропинке вверх и право. Тропинка среди табачных плантаций, окаймленная с двух сторон живой изгородью, и выводит на шоссе, идя по которому вправо, нужно дойти до сада Козабианки, бывшего Апостолова. От этого сада, спускаясь вниз вправо, широкая проезжая дорога ведет до мостика Учан-Су, откуда варианты совпадают.

Водопад Учан-СуПерейдя через ручей Барбалу, нужно подыматься по тропинке сначала вверх влево, затем вправо и потом вновь влево, пропуская первую, довольно хорошую, тропу вправо и, придерживаясь левого крутого направления, идти, пока не откроется хорошо протоптанная дорожка в право (знак ГК), которая вначале спускается, а потом крутым подъемом выводит на тропу с малым падением и которая уже прямо приводит к водопаду Учан-Су. Всюду вдоль дороги нанесены на деревьях и камнях знаки ГК- белая стрела.

Поднявшись от водопада Учан-Су по тропинке, ведущей на Крестовую гору до первого разветвления (знак ГК), нужно свернуть по тропе влево, идти по ней до встречи с шоссе, по которому повернув вправо, доходят до озера Кара-Голь.(В 80-х годах на берегу озера функционировал один из лучших крымских ресторанов - "Лесной". К нему от Ялтинского автовокзала существовал автобусный маршрут- ред.) Невдалеке по шоссе в начале 2-й версты, с правой стороны растет очень изящной формы тис. От Кара-Голя ведет прямо вверх довольно не удобная сократельная тропа на одно из следующих колен шоссе, пройдя по которому влево до начала Биюк-Суукскаго (Эрикликского) шоссе, можно легко заметить, что против него снова начинается тропинка вверх направо и которое вновь выведет на Бахчисарайское шоссе (знак ГК). Недалеко влево по шоссе расположена Пендикюльская казарма. От казармы идет сократительная тропа на площадку скалы Пендикюль (Педи-Коль - пять озер - ред.)и пересекающая, на коротком своем протяжении, несколько раз шоссе. С площадки открывается дивный вид на Ялту и далекий горизонт.

Вот такой балаган устроили на Ай-Петри через 90 лет Возвратясь на шоссе по идущей от площадки широкой дорожки, нужно идти вправо до знака ГК, указывающего идущую вправо вверх сократительную тропу до скалы Шишко. От скалы Шишко ведет тропинка до метереологической станции и гостинице с рестораном. Позади ресторана начинается дорожка на Ай-Петри Она огибает три возвышения и спускается к лиственному Ай-Петринскому леску, откуда дорога довольно круто подымается на вершину скалы. Отсюда очаровательный вид па Алупку, море и плато Яйлы. Обратный путь тот-же, хотя дорогу можно сократить тропой от Кара-Голя, которая выходит близ Исарского шоссе; но эта дорожка не в порядке и кое-где приходится перелазить через новые заборы из прутьев и колючего кустарника.