Ялта - водопад Верхний Яузлар - Ставри-Кая - утес Крестовая скала - водопад Учан-Су -крепость Исар - Ялта. (Боткинская тропа и часть Штангеевской тропы)

Г.И. Грабовский
(Пешком -18 верст)
Из путеводителя по КРЫМУ Под редакцией К.Ю. Бумбера и др. Симферополь 1914

На водопад Яузлар ведет Боткинская тропа, начинающаяся от владения Банистера. Чтобы попасть на нее, нужно, отойдя от ГК по Набережной, свернуть на Аутскую улицу и, идя по ней, миновать мужскую гимназию, татарскую мечеть, и греческую церковь в Верхней Аутке, вплоть до дачи Чехова. Пройдя немного по Аутской улице, надо свернуть направо в первый узкий проулок (знак ГК -красная стрелка с кольцом), по которому идет цементная лестница выводящая на широкую дорогу. Эта дорога, которая все время идет вверх, против сада ген. Смулького выходит на другую. Дорога все время идет между каменными стенами, несколько раз делает значительные повороты и подходит к усадьбе Бялокура, стенка сада которой находятся справа, а слева идут расчищенные поля для табачных плантаций. Затем тропа выходит на открытое предгорье. Вокруг видны разрушения, произведенные человеком в поисках за камнем: брошенные каменоломни, развороченные скалы, известково- обжигательные печи, вырубленный по склонам лес, а теперь склоны, покрытые корявой порослью кустарникового граба, кизила, дуба, можжевельника, сумаха и терна. Скоро дорога достигнет имения Банистера, где находится большая, красивая поляна, частью поросшая дубом. (От "Поляны Сказок" на начало тропы выведут надписи на подпорных стенках -ред.)

Резьба на камне в начале тропы Отсюда начинается Боткинская тропа. Знак: красная стрелка с двумя перьями. Далее, от имения Банистера нужно идти прямой дорогой, имея забор усадьбы Банистера по левую руку, с правой стороны все время живой стеной тянутся кустарники, среди них впереди справа расположены отвесные скалы, покрытые местами по верхнему карнизу красивыми земляничными деревьями, заметными издали своей корой и оригинальным ветвлением. Пройдя немного, дорожка опускается в котловину ущелья Ай-Димитрий, огибая которую, выводит на небольшую площадку; откуда видны Ялта, Ливадийская слободка, Шеломе, гора Могаби и Исар. От этой площадки дорожка ведет все время вправо и вверх делая небольшие колена, приводит к ущелью Буфилья-Дере. По другую сторону ущелья дорожка вскоре разделяется на две: одна - прямо, почти без подъема, а другая круто поднимающаяся вправо. Обе снова сходятся в саженях ста от водопада Яузлара, но нижняя удобнее, так как расчищается ГК, содержится в образцовом порядке, неутомительна хотя длиннее правой. Обе дорожки идут среди чудного леса, большей частью состоящей из стройных деревьев местной крымской сосны. Дойдя до водопада Яузлара , можно попасть на все его три террасы, по которым падает вода, для чего нужно перейти на правую сторону р.  Явлуза, где от Боткинской тропы ответвляется вправо дорожка ко всем трем площадкам. На средней площадке, под самым водопадом, в изобилии растет иберийская орхидея и папоротник венерины волосы.(В настоящее время водопад урезан - на промежуточной площадке сделан водозабор и вода по 2-м трубам уходит в Ялту - ред.)

Начиная от водопада Яузларь, Боткинская тропа дает небольшую ветку влево через площадку Куш-Кая и снова соединяется с главной тропой. С площадки Куш-Кая - красивый вид на ущелье реки Явлуза и на скалу Ставри-Кая. Выйдя из леса к ручью, впадающему в Явлуз и омывающему площадку с правой стороны, идут по его руслу без дорожки (на соснах знаки ГК)вправо вверх и шагов через двести переходят через ручей (знаки ГК) вновь на хорошо разделанную Боткинскую тропу. Далее дорога поднимается все вверх, делает много зигзагов (примерно на середине подъема на одном из правых витков серпантина, упирающегося в русло ручья, там где в нем появляется вода, имеется примитивно оборудованный родник - ред.) и так доходит до раздвоения, где стоит на столбе надпись с указанием: - Дорога на Ставри-Кая и прямо вверх - Дорога на Штангеевскую тропу. Дорожка к утесу Ставри-Кая ровная и сбиться не возможно.

Тропа идушая вверх от утеса Ставри-Кая - верхняя часть Штангеевской тропы Возвращаются со Ставри-Кая на Боткинскую тропу к столбу тем-же путем. Боткинская-же тропа от раздвоения поднимается вверх и соединяется со Штангеевской тропой. Перейдя через хребет (к югу), Штангеевская тропа спускается сначала большими петлями по открытому склону вниз, а затем, делая несколько зигзагов среди мелкого леска, выходит под отвесными, слегка нависшими, скалами с прекрасным видом на Ялту, на море и на всю долину р.Учан-Су.

Верхняя часть водопада Учан-Су Так тропа доходит до Крестовой скалы. Отсюда видно русло Учан-Су и шоссе, которое лентой вьется между высокими и стройными крымскими соснами. Несколько шагов спуска - и мостик через Учан-Су переводит на дорожку, которая в начале поднимается вверх вправо, затем, перевалив через отрог, спускается по деревянным ступенькам в лес до раздвоения дорожки: направо - на шоссе и налево к водопаду Учан-Су. (Данной тропой пользоваться не рекомендую, она не удобна, лучше на шоссе, а с него к водопаду - ред.) На самом последнем перевале по отрогу поднимается вверх вправо крутая тропинка, которая ведет к каптажу. (Вообще-то это Таракташская тропа. На перевале стоят ограждения и скамейка, на которой в 80-х годах часто сидел добродушный дедуля-лесник с овчаркой. На выходе тропы на шоссе установлен щит. И надо же было так вляпаться: Штангеевскую тропу обозвали Боткинской - ред.)

От водопада Учан-Су в том месте, где начинается белая ограда, со Штангеевской вниз вправо спускается тропинка в лес, она очень хорошо протоптана и прямо доводит до ручья Барбалы, впадающего в р. Учан-Су с правой стороны и огибающее имение Исар с крепостью того-же имени. Перейдя ручей Барбалу, возле камня через воротца, идут по дорожке, придерживаясь русла р. Учан-Су до мостика, от которого идет большая проезжая дорога, сначала близ русла Учан-Су, а затем подымается вверх между каменным забором и плетнем - на шоссе. Сад справа принадлежит Казабианке (раньше -Апостолову). Выйдя на шоссе, идут влево, пока не доходят почти до того места, где бойня, расположенная на противоположном берегу Учан-Су, и мостик через речку - не окажутся на одной линии. Здесь с шоссе ведет вниз влево сократительная тропинка среди живой изгороди до самого мостика; оттуда по шоссе прямо в город.

Смотри также путевые заметки: Соколиное - Б.Каньон - Ялтинская яйла - Ставри-Кая - Ялта;