Ялта - Лопата-Богаз - Ялта.

А.П.Вильберг
(пешком в оба конца - 24 версты)
Из путеводителя по КРЫМУ Под редакцией К.Ю. Бумбера и др. Симферополь 1914г.

От Горного Клуба (ГК) идут через Старый базар на Дерекойскую улицу, по которой перейдя мост через речку Гуву (Дерекойка), (Быстрая - ред.) входят в деревню Дерекой. В конце улицы находятся две кузницы, где нужно перейти по деревянной балке речку Стамис. Отсюда идут по Ай-Васильской дороге до первого мостика через речку Панагия (знак ГК), перейдя который, сворачивают по проезжей дороге, идущей среди садов и табачных плантаций. Перейдя неглубокий овраг, дорога поднимается довольно круто к двум белым постройкам, за которыми с проезжей дороги круто поворачивают на тропу (знак ГК), через несколько саженей приводящую к татарской сакле. Свернув по левой тропинке (знак ГК), огибают холм, имея с правой стороны овраг, а с левой - имение с большим двухэтажным домом. Вдоль забора доходят до оврага, от которого крутой подъем на площадку, невдалеке от которой находится фонтан под группой грецких орехов (знак ГК). Поднявшись от фонтана саженей на 10, круто сворачивают направо и проходят ворота и кипарисовую аллею(знак ГК).

Скоро начинается сосновый лес, и тропа выводит к сторожке. Налево - ущелье Суат, а направо за сторожкой ущелье реки Панагеи. От сторожки тропа поднимается среди чудного леса, проходит мимо скалы с соснами на вершине и, свернув направо, зигзагами подходит к ущелью Суат. Вначале тропа идет вдоль ущелья, а затем, перейдя через речку Камыдерек, поворачивает налево (знак  ГК). Не доходя  до речки, отходит тропа направо, ведущая на Стиля-Богаз и Джуным-Богаз. Пройдя родник с колодой для воды, подъем делается круче и, наконец, доходит до большой поляны - Биюк-Лопата. Перейдя поляну, в западном направлении, нужно подняться ко второй малой поляне, с которой чудный вид  на Ялту, море и тянущийся справа хребет Кизил-Кая. От полянки   тропа поворачивает направо. Вскоре лес кончается, и по каменистой дорожке выходят на Яйлу, через которую идет широкая, хорошо протоптанная тропа из Ялты в деревню Биюк-Узенбаш (Счастливое - ред). Отсюда в одной версте на север по Яйле находится гора Лопата. Обратный путь по той-же тропе через Дерекой в Ялту.