Козьмо-Демьяновский монастырь

(Космодамиановский, Косьмо-Дамиановский, Козьмодемьянский монастырь, скит)

И.Д. Иванов

Из путеводителя по КРЫМУ Под редакцией К.Ю. Бумбера и др.Симферополь 1914г.

Козьмо-демьяновский женский  монастырь расположен в диком, очень   живописном ущелье под  склонами Бабугана и Синаб-дага (г. Черной), среди все еще могучих, почти первобытных лесов, преимущественно из бука и сосняка, - в заповедном месте царских охот, главным образом, на коз и оленей. Дабы налюбоваться красотой местной природы, надо пожить здесь несколько дней, чтобы полазить по горам и побродить в доступных местах, или-же посетить монастырь несколько раз, подходя к нему с разных сторон.

Все монастырские  постройки, как равно и две небольшие деревянные церкви, одна - нижняя во имя св.св. Козьмы и Демьяна и другая - во имя Преображения Господня, расположенная чуть повыше первой на противоположной стороне, стоят на крутых склонах оврага.

Внизу оврага, на небольшой выровненной ложбинке, находятся две чистенькие с 20 номерами гостиницы и незатейливая крошечная лавочка. Кроме образков, открыток и др. вещей, покупаемых на память о монастыре в летнее время в лавочке можно достать чай, сахар, иногда яйца, масло, изредка и сыр.

  Источник Савлых-Су В нескольких шагах от гостиницы стоят рядом каменная красивая часовня (Она и подпорная стенка с идеальной кладкой - все что сохранилось до нашего времени - ред.)   и деревянная купальня, устроенная над выходящим здесь источником Саглык-Су (или Савлух-Су, здоровая вода). Вода источника, всегда холодная - не выше 8 гр. С., чистая и приятная на вкус, почитается целебною не только христианами, на и мусульманами с давних времен. Известно, что еще во втором десятилетии прошлого века на средства графини Софьи Потоцкой биюк-ламбатскими (Теперешний Малый маяк) татарами у источника был построен   сарай для пристанища паломников, а в пятидесятых годах одним симферопольским купцом, получившим исцеление от недуга после купания в источнике, был поставлен над ним сруб с образами святых Козьмы и Демьяна. Сам монастырь учрежден распоряжением архиепископа Таврического Иннокентия в 1856 г. Существуют предания, которые передаются так. Два брата, Козьма и Демьян, будучи искусными врачами и сделавшись из язычников христианами, сосланы были за свою новую веру в Крым при римском императоре Диоклитиане. Здесь они были убиты в горах одним из врагов своих, который завидовал их добродетели и тому искусству, с которым они умели врачевать  всех больных. Убийца похоронил их при источнике воды в горах.

Прошло много времени после их смерти, когда случилось, что какой-то из горских жителей страны, возненавидев свою жену, увел ее в горы, выколол ей там глаза и пустил ее бродить среди неизвестных ей мест, далеко от всякого жилья. Несчастная уже умирала от голода, как к ней явились два неизвестных ей человека , сказали, что они братья-врачи, Козьма и Демьян, подвели к источнику и велели ей умыться в его водах. Когда она это исполнила, то ей внезапно вернулось зрение. Вернувшись в свою деревню, она рассказала там о случившемся. Однажды к этому-же источнику пришел с козами пастух, пораженный проказою, и вследствие изнурения заснул. Во сне к нему явились 2 человека с ореолами над головами и, объявив, что они именуются Козьмой и Демьяном, приказали больному погрузиться в источник, дабы получить исцеление.   Очнувшись, пастух немедля бросился в воду, а выскочив из нее, опять заснул. Чудотворцы снова явились к нему и сказали: ты будешь совершенно здоров сегодня же, но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омывания тела. Советуй тоже делать и страждующим братьям твоим.

Так говорят легенды.

Кандараки в своем Универсальном описании Крыма высказывает более   простое и, вместе с тем, приемлемое предположение. Он полагает, что во время преследования христиан, в этой скрытой местности был храм во имя названных святых, куда и  приходили христиане для исполнения религиозных треб. Это мнение является вполне правдоподобным. Мы знаем, что древние христиане Крыма даже в спокойное время имели привычку воздвигать церкви в лесах и горах и, почти всегда при источниках. Знаем также, что, при переселении христиан правительством в 1778-82 годах с  Южного берега в Мариуполь, были покинуты 54 церкви и 20 из них совершенно разорены.

Так или иначе, вера в животворность воды источника святых Козьмы и Демьяна сохранилась поныне, и летом, главным образом, ко дням храмовых праздников - 1 июля (14 июля по новому стилю на паломничество к монастырю не требуется разрешение дирекции заповедника - ред.) и 6 августа, в также 29 июня, в день св.св. Петра и Павла, сюда стекаются толпы разноплеменных паломников, одни - ища исцеления, другие просто   на богомолье. Картина получается очень пестрая и для этнографа представляет живой интерес. С октября по апрель киновия почти никем не посещается.

И.И.Пузанов "По нехоженому Крыму" : "До 1898 года Козьмо-Домиановский монастырь был мужской. Но в 1898 г. монастырь был закрыт за пьянство и блуд святых отцов-батющек и вновь открыт в качестве женского."

Этикетка от бутылки с минеральной водой Савлых-Су P.S. от редактора 2001г. После Гражданской войны монастырь закрыли. Некоторое время использовался управлением заповедника. Во время войны здания были разрушены. Сейчас монастырь возрождается.

Минеральная вода с такой этикеткой в начале 90-х широко продавалась в магазинах Крыма. Если изображение часовни примерно соответствует действительности, то все остальное нет.

За право обладания источником шли очень бурные дебаты в прессе между Управлением Крымского Природного заповедника и Монастырем. Один из доводов чиновников от заповедника:  "Вода не целебная, она просто очень чистая, поэтому долго хранится".  Как будто это не признание ее ценности!

На крещение в 2001г церковники пригнали цистерну с этой водой в Симферополь и любители халявы организовали давку.

PPS Интересный факт из книги В.Г. Тура "Православные монастыри Крыма": Первоначально почитаемый "священный" источник находился выше по течению, однако еще в 1855 г. в процессе начального строительства и благоустройства обители, по инициативе монаха Амвраамия, руководившего работой присланных в помощь солдат, был засыпан в процессе нивелирования территории. Незадачливого строителя из монастыря перевели, а упомянутая часовня с купальней были построены ниже по течению реки Альма.

Как выглядел монастырь дает предствление картина знаменитого Ивана Ивановича Шишкина, написанная в 1879 году:

Картина Шишкина. Козьмо-Демьяновский монастырь

Для сравнения фотография входа в монастырь, сделанная 02.11.2008:

Козьмо-Демьяновский монастырь

Поломничество в Козьмо-Демьяновском монастыре 14.07.07:

Поломничество в Козьмо-Демьяновском монастыре 14.07.07

Внутреннее убранство часовни над источником Савлых-Су:

Внутреннее убранство часовни над источником Савлых-Су